Дарить "завтрашнюю радость" - мое призвание
Каждому человеку свойственно анализировать события, которые привели его в ту или иную точку. Сейчас я с нескрываемой гордостью говорю о своей профессии. Но каков был мой путь? С проблемой профессионального самоопределения сталкивался каждый. Будучи школьницей, я обладала широким кругом увлечений и интересов. Мне не нравилось «не знать» или «не уметь», хотелось выделяться, пробовать новое, испытывать себя на прочность, поэтому я бралась за все, что попадалось на пути. Игра в театре, гимнастика, волонтерство, предметные и творческие конкурсы и олимпиады, интерес к искусству, истории, книгам… Послужной список можно продолжить. Какая профессия подходит такому человеку? Конечно, учитель!Выбор профиля тоже имел в моем представлении свою логику. Где стать специалистом, не теряя широту областей, с которыми можно работать? Ответ был очевиден: это литература и язык. Слово – отражение истории народа. Изучая язык, человек познает себя не только как личность, но и как часть великого целого. Все чувства и мысли обретают вес, когда находишь слово, способное отразить то, что находится у тебя в душе и голове. Литература же, помимо эстетического удовольствия и некоего информационного просвещения, на мой взгляд, способна даровать человеку опыт, который не каждый может приобрести, проживая одну жизнь. С помощью произведений мы совершаем путешествия, учимся разбираться в чувствах и взаимоотношениях, находим поддержку, вдохновение. Они, как мне кажется, несколько похожи на ролевую компьютерную игру или актерский опыт: ты проживаешь с героями их жизнь, сравнивая ее со своей, поэтому можешь избежать многих ошибок, не проходя лично через негативный опыт. Сама профессия не ограничивается только специальными знаниями и навыками в конкретной предметной области. Учитель – это воспитатель, психолог, оратор, актер, сценарист, руководитель, юрист, иногда даже врач, певец… да, наверное, от каждой профессии понемногу. Это соратник, друг, родитель, кумир, создатель. А иногда и ученик, ведь педагогу всегда нужно идти в ногу со временем, чтобы не отставать от подрастающего поколения, помогая ему двигаться вперед, используя все возможности современного мира. Качествам, важным и необходимым для этой профессии, позавидуют именитые супергерои. Учителю нужно быть активным, целеустремленным, собранным, стойким, многозадачным, открытым к новому, общительным. К педагогу предъявляются высокие требования, начиная от знаний и заканчивая речью и внешним видом. Уроки не ограничиваются пространством класса. Подготовка, включающая в себя поиск материала и его организацию, требует немало времени, а постоянная рефлексия не позволяет останавливаться на достигнутом. Звучит пугающе тяжело, но именно здесь я нашла себя. Язык и литература открыли мне мир, а профессия учителя – дорогу к полезному созиданию, духовному развитию и жизненному движению, что всегда было важным для меня. Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы». Учитель – профессия, устремленная вперед, в будущее, где каждого из наших учеников ждет нечто хорошее. На мой взгляд, именно педагог в большей степени открывает детям «радость завтрашнего дня», дает инструменты для ее создания, указывает верное направление, поддерживает и не дает сбиться с пути. Мы связующее звено между детством и взрослой жизнью, прошлым и будущим страны, поэтому наша работа так важна и необходима.Думаю, это понимает каждый, кто работает учителем. Но осознание важности, почетности профессии и искренняя любовь к ней не уберегают педагогов от трудностей. Учитель – это ежедневный вызов: подготовка к урокам, их проведение, анализ, корректировка, работа с разновозрастными детьми, их родителями, организационные вопросы, воспитание, развитие профессиональных навыков, адаптация к изменениям в обществе и образовательной политике. Сознательный выбор профессии и усердная учеба в университете не спасли меня от столкновения с педагогической реальностью. Выпускалось нас из вуза восемнадцать. В школы пришли восемь. Через год работать остались пятеро. Педагогический состав стареет, а молодые специалисты не задерживаются в школе, что является одной из причин кадрового дефицита. Глава сервиса «Superjob», посвященного вопросам поиска работы и подбора персонала, Алексей Захаров оценил нехватку учителей в России в 500 тысяч человек на 2024 год. В Смоленской области по открытым данным ежегодно 130-160 мест в этой сфере остаются вакантными. Несмотря на региональную поддержку в виде выплат молодым специалистам, развития системы наставничества, организации специальных профессиональных педагогических конкурсов, новое поколение учителей из школ уходит. Среди причин называются: разрыв между ожиданиями от профессии и реальностью, высокая нагрузка, низкая заработная плата, неподходящие условия труда и другие. Это проблемы не только молодых педагогов. Из-за кадрового дефицита страдают все участники образовательного процесса. Учителя работают на полутора-двух ставках, иногда оказываются обременены ведением не своих предметов, что приводит к отсутствию времени на подготовку и самосовершенствование, снижению качества работы. В следствие этого страдают и обучающиеся, у которых ухудшаются показатели успеваемости, а вместе с ними уменьшаются шансы на поступление в престижные вузы. Растет рынок репетиторства, поднимаются цены, что сказывается на усилении неравенства в получении качественного образования. Увеличивается и нагрузка на ученика, ведь дополнительные занятия – это время и энергию. Учителя разрываются между уроками и репетиторством, что лишает их возможности полноценно отдаваться работе, восстанавливать силы, приводит к перегрузке, выгоранию, а иногда и к уходу из профессии. В итоге школа не может качественно выполнять свои обязательства перед государством и семьей в сфере образования подрастающего поколения. Замкнутый круг.В этой непростой ситуации наиболее уязвимым оказывается молодой педагог. Знать, что тебе нужно готовить уроки, проверять тетради и учить детей – одно, работать с этим на практике – другое. Из-за нехватки учителей я столкнулась с высокой нагрузкой, которая для начинающего педагога превышала все допустимые нормы. Среди классов оказался предвыпускной восьмой со слабыми показателями успеваемости. Учиться приходилось многому. Журналы, проверка тетрадей, взаимодействие с родителями, обучение детей разного уровня, наличие учеников с ЗПР, классное руководство – все это обрушилось на меня и казалось непреодолимым. Взаимодействие с коллективом педагогов и администрацией давались тяжело, так как авторитета, подкрепляемого конкретными результатами в обучении детей, у меня еще не было. И все это без опыта работы, без практики в профессии. Каждый день – борьба. Борьба за то, чтобы стать тем, кем всегда хотел. Мы часто говорим о том, что работаем с другим поколением детей. Чтобы соответствовать их потребностям и удерживать интерес, педагоги обновляют содержание урока, его формы, методики работы, ищут новые пути подачи материала. Почему забывается, что и поколение учителей тоже другое? Придя в школу, я была всего на 6 лет старше учеников 11 класса. Большая ли разница? Как завоевать уважение, если внешне не отличаешься от старшеклассницы? Детей хотя бы можно понять, но «дедовщина» среди педагогов – то, чего не ожидаешь от взрослых, сознательных людей. Система адаптации молодых специалистов полноценно не выполняет своих задач. Нехватка педагогов и специфика работы в школе заставляет начинающих учителей сразу включаться в работу практически без права на ошибку. Редко задумываются об их потребностях, готовы оказать им помощь. Если ты пришел на работу, ты должен выполнять ее наравне с теми, кто имеет немалый опыт. Сопротивляться такому давлению тяжело. Мне кажется, что именно это чаще всего становится ключевым фактором ухода не только из школы, но и из профессии. Любые трудности можно пережить, чувствуя понимание и поддержку. В идеале школа должна создавать условия для самореализации и раскрытия молодого педагога, преемственности перехода от обучения к практической деятельности. В свой адрес я часто слышала: «Чему вас учили в институте?». Конечно, многому, но не всему. Старшему поколению педагогов действительно стоит помнить, что они когда-то сами начинали с нуля. В нашей работе всегда недосуг, но в интересах всего коллектива сохранить начинающего специалиста в школе, помочь ему справиться с трудностями. Януш Корчак, рассуждая о правах ребенка, говорил: «Мы всегда найдем, в чем упрекнуть, и алчно требуем все больше и больше». Думаю, это применимо и к молодому учителю. Он расцветает от похвалы, помощи и внимания. Ему, как и ученику, нужна ситуация успеха.Моя фамилия происходит от названия горного хребта на Урале – Чувальского камня. И я оправдала свое родовое имя. Преодолела все сложности, научилась тому, чего не хватало для работы в профессии, заслужила уважение детей, родителей, педагогов и администрации, укрепила предметные знания и навыки преподавания, определила собственные принципы работы, которые помогают мне не сбиваться с пути.Во-первых, деятельный гуманизм. Ребенок – это не маленький взрослый, который мало знает и умеет, как считали на протяжении многих веков. Каждый ученик – равная мне личность, ни в чем не уступающая, насколько бы не различались наши опыт и знания. Это помогает не сомневаться в способностях детей и не снижать уровень урока, руководствуясь тем, что они чего-то не могут осознать. Нужно только суметь донести мысль. Во-вторых, здоровый эгоизм. Никто не будет спорить, что урок должен быть составлен на основе программы, методики и интересов обучающихся. Безусловно, без этого никуда, но я считаю, что вести за собой нужно не только силой методической и теоретической подготовки, но и личным примером. Каждый урок – это урок открытий и для меня. Все дети уникальны, поэтому моя работа всегда направлена на развитие, поиск нового. В-третьих, урок должен быть полезен для жизни. Своим ученикам из года в год я говорю одну и ту же фразу: «Никто не спросит вас на кассе при покупке молока, сколько постоянных признаков у существительного или на какие вопросы отвечает сказуемое, но то, как работает ваш мозг, потому что вы знаете это, поможет во всем. Острый ум – это глаза, способные увидеть то, чего не увидит человек, сдавшийся перед простой темой в школе». Также я всегда напоминаю о том, что носители языка уже знают его. Значит, мы практически не учим новое, а познаем себя, раскрывая механизм работы того, чем пользуемся каждый день, улучшая свои навыки.Все это позволяет мне чувствовать себя увереннее и не бояться новых вызовов на пути учительства. Я не сдалась, хотя столкнулась с разочарованием в первый год работы, отсутствием понимания и качественной помощи. Надеюсь, что когда-нибудь мой пример не испугает, а вдохновит. Я верю, что могу быть полезной не только ученикам, но и молодым специалистам. Надеюсь, что буду помнить всегда о своем опыте, не стану черствой и зацикленной на своих делах. Школа – маленькое общество, каждому члену которого мне хочется помогать развиваться и стремиться вперед, дарить «завтрашнюю радость». Верю, что именно в этом мое призвание. Под лежачий камень вода не течет, поэтому я иду по этому пути, веря, что «учитель для школы – это то же, что Солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину» (А. Дистервег).